Дре́вний Еги́пет — одно из первых государств в истории человечества, возникшее на Африканском континенте в долине реки Нил примерно в начале IV тысячелетия до н. э. Относится к так называемым первым «речным цивилизациям», которые характеризуются сильной деспотической властью, рабовладельческим строем и долгим периодом существования. Происхождение названия Название страны — «Египет» — происходит от названия древней египетской столицы Хикупта (Хет-Ка-Птах — «дом Ка Птаха», греч. — Мемфис). Греки, перефразировав это слово, назвали весь Египет словом «Айгюптос». Из этого, в свою очередь, термин перекочевал во все остальные европейские языки.Сами египтяне назыв
... Читать дальше »
В 1998 г. экспедиция ученых, возглавляемая Фредом Вендорфом, американским профессором антропологии из Южного методистского университета, обнаружила в провинции Асуан на юге Египта, в районе местечка Набта-Плайя выложенный из больших камней круг, внутри которого находились поставленные «на попа» массивные каменные блоки. Место находки отстоит всего на сто километров к западу от Абу-Симбела, известного своими храмами, вырубленными в скалах в XIII веке до н.э., и гигантскими статуями Рамсеса II. По данным радиоуглеродного анализа, древнее сооружение было воздвигнуто не менее чем 6500 лет тому назад, то есть на тысячу лет раньше знаменитого британского Стоунхенджа.Доктор Вендорф и его коллега-астроном, профессор университета штата Колорадо Макким Мелвилл, в своем сообщении о находке рассказывают, что «в центре мегалитической конструкции, имеющей форму круга, вертикально стоят пять каменных монолитов почти трехметровой высоты». Уже после предварительного обследования соору
... Читать дальше »
В храме надписей индейцев майя в Паленке археолог Альберт Рус обнаружил лестницу, ведущую в склеп, находящийся под землей на глубине 25 метров. В нем находился массивный саркофаг, накрытый резной каменной плитой. Он весил пять тонн и был украшен изображением молодого человека с большим носом и монголоидными чертами лица, восседающего откинувшись назад на чудовище. Эта фигура вполне могла быть космонавтом, пилотирующим виману. Под внутренней крышкой находился полу истлевший скелет мужчины ростом около 2 метров, то есть выше среднего майя. Его зубы, окрашенные в красный цвет, не были выщерблены по моде местной знати. Лицо покрывала великолепная маска, сделанная из двухсот кусочков жадеита, похожая на те золотые маски, под которыми были скрыты лица эгейских мертвецов, обнаруженных Генрихом Шлиманом в Микенах. Некоторые эксперты полагают, что найденный костяк принадлежал самому Кукулькану, другие - космическому пришельцу, находившемуся среди древних майя, поскольку боги, спускавшиеся в
... Читать дальше »
Акер - в египетской мифологии бог земли, покровитель мертвых, одно из древнейших божеств Аментет - в египетской мифологии богиня запада (царства мертвых) Амон - в египетской мифологии бог солнца Анджети - в египетской мифологии бог города Бусирис Анубис - в египетской мифологии бог - покровитель умерших Анукет - в египетской мифологии богиня, дочь Хнума и Сатис, владычица Сехеля - одного из островов архипелага в районе первого нильского порога Апис - в египетской мифологии бог плодородия в облике быка Апоп - в египетской мифологии огромный змей, олицетворяющий мрак и зло, извечный враг бога солнца Ра Атон - в египетской мифологии олицетворение солнечного диска Атум - в египетской мифологии бог солнца, демиург, возглавляющий гелиопольскую эннеаду, один из древнейших богов Ах - в египетской мифологии один из элементов составляющих человеческую сущность, загробное воплощение человека Аш - в египетской мифологии бог Ливийской пустыни, один из
... Читать дальше »
Жертвоприношение 38. Быки считаются посвященными Эпафу (Апису), и поэтому их тщательно исследуют вот каким образом. Если найдут на нём хоть один чёрный волос, то бык считается нечистым. Исследование же это производит нарочно назначенный для этого жрец, причём животное стоит прямо, а затем лежит на спине. Потом у быка вытягивают язык, чтобы узнать, чист ли он от особых знаков, которые я опишу в другом месте . Жрец осматривает также волосы на хвосте: правильно ли они по природе растут. Если животное окажется чистым по всем статьям, то жрец отмечает его, обвивая папирусом рога, и затем, намазав их печатной глиной, прикладывает свой перстень с печатью, после чего быка уводят. За принесение в жертву неотмеченного животного полагается смертная казнь.
39. Так вот, осмотр животного производится указанным способом. Жертвоприношение же совершается вот как. Отмеченное животное приводят к алтарю, где приносят в жертву, и возжигают огонь. Затем, соверши
... Читать дальше »
"Исповедь отрицания" Я не чинил зла людям. Я не нанёс ущерба скоту. Я не совершил греха в месте Истины. <... > Я не творил дурного. <... > Имя моё не коснулось слуха кормчего священной ладьи. Я не кощунствовал. Я не поднимал руку на слабого. Я не делал мерзкого пред богами. Я не угнетал раба пред лицом его господина. Я не был причиною недуга. Я не был причиною слёз. Я не убивал. Я не приказывал убивать. Я никому не причинял страданий. Я не истощал припасы в храмах. Я не портил хлебы богов. Я не присваивал хлебы умерших. Я не совершал прелюбодеяния. Я не сквернословил. Я не прибавлял к мере веса и не убавлял от неё. Я не убавлял от аруры Я не обманывал и на пол-аруры. Я не давил на гирю. Я не плутовал с отвесом. Я не отнимал молока от уст детей. Я не сгонял овец и коз с пастбища их. Я не ловил в силки птицу богов. Я не ловил рыбу богов в прудах её. Я не останавливал воду в
... Читать дальше »
"Тексты Пирамид" 438: Прыгнула Мафдет на загривок змея Индиф, Прыгнула она вновь на загривок змея Джесертеп. <... > Поднимается Ра и его у рей на его челе Против этого змея, вышедшего из земли <... > Отрезает он твою голову этим ножом, Который был в руке Мафдет. "Книга Мёртвых" 39. 1 - 3: Назад, идущий, которого заставляют отступать, Порождение Апопа!
27: Я этот Великий Кот, который сражался при сикоморе в Гелиополе, в ночь битвы, тот, который сторожил виновных в день истребления врагов вседержателя.
"Что это? - Великий Кот, который сражался при сикоморе в Гелиополе, это сам Ра", ОБ ОСИРИСЕ Гимн Осирису со стелы "Распорядителя говяд Амона" I Слава тебе, Осирис
... Читать дальше »
"Тексты Пирамид" 1587: Привет тебе, Атум. Привет тебе, Хепри, породивший сам себя. Ты поднялся ввысь под именем Холм - Тот, который высок. Ты возник под своим именем Хепри - Тот, кто возникает.
1248: Атум - тот, кто сам себя породил, извергнув семя в Гелиополе. Он взял свой член в руку свою, вызвав извержение семени, и так родились близнецы - Шу и Тефнут.
1652: О Атум-Хепри, <... > ты воссиял [в образе] Вену на предвечном Холме Бен-Бен в храме Вену в Гелиополе, выплюнул Шу и изрыгнул Тефнут . Ты обнял их своими руками Божественного Ка, дабы твоё Божественное Ка пребывало в них. "Папирус Бремпер-Рипд" 26.21-27.1: Я (Ра) тот, кто воссуществовал как Хепри. Воссуществовали все существования после того, как я воссуществовал, и многие существа вышли из моих уст Не существовало ещё небо, и не существовала земля. Не было ещё ни почвы, ни змей в этом месте. Я сотворил их там из Нуна,
... Читать дальше »
Похоронный ритуал Египтянин прожил долгую, счастливую жизнь, но вот душа Ба покинула его, и он умер. Оплакав умершего, родственники относят его тело в "Дом золота", или "Добрый дом" - к бальзамировщикам, которые в течение семидесяти дней (поскольку Исида тоже в течение семидесяти дней собирала тело Осириса и мумифицировала его) изготовят мумию. Сперва парасхит вскроет тело Сах, омытое священной нильской водой; затем бальзамировщики извлекут внутренности и опустят их в погребальные сосуды - канопы, заполненные отварами из трав и другими снадобьями.
Канопы изготовлены в виде богов - сыновей Хора: Имсета, Хапи, Дуамутефа и Кебехсепуфа. Эти боги родились из цветка лотоса; они - участники Суда Осириса, сидят в цветочном бутоне перед троном Владыки Преисподней; и хранители сосудов с мумифицированными внутренностями покойных: Имеет - хранитель сосуда с печенью, Дуамутеф - с желудком, Кебех-сенуф - с кишками и Хапи - с лёгкими.
Введение Хотя изначально все божества представлялись в обликах животных, а в последующем большинство богов изображались в зооморфных обликах (полностью либо частично), сами животные никогда с богами не отождествлялись и не почитались как божества, - за исключением тех случаев, когда строго определённое животное считалось "воплощением души" какого-нибудь бога (например, чёрный бык Мневис - но не все чёрные быки! - был воплощением души Ра и почитался как бог).
Наиболее распространёнными были культы быка, ибиса, сокола, коршуна, кошки, павиана, крокодила и жука-скарабея; культы остальных животных носили локальный характер. Часто бывало так, что животное, считавшееся священным в одном номе, не считалось таковым в другом номе: там его могли убить, и это нередко влекло за собой вражду между жителями разных областей. На ибиса, коршуна и сокола охота былаа запрещена всегда и везде, на львов - только в дни праздника богини Баст. В некоторых областях
... Читать дальше »