Предтечей нынешних шахидов были члены секты ассасинов
На протяжении почти трех веков секта ассасинов - фанатиков-убийц - наводила мистический ужас на правителей Западной Европы, Ближней Азии и Северной Африки. Не было ни одного человека, способного избежать вынесенного Горным старцем, как величали ибн-Саббаха, смертного приговора. Несмотря на многочисленную охрану и высокие неприступные стены, королей убивали прямо на их тронах. Имамы, шейхи и султаны находили смерть в своих опочивальнях.
Слово «ассасин» с тех пор стало обозначать в ряде европейских языков убийцу, действующего из политических соображений. А произошло оно от арабского «хашиши» - «употребляющий гашиш». Террористы Горного старца сплошь были наркоманами.
Владыка сектантов
Основателем секты ассасинов стал Хасан ибн-Саббах. Он родился в 1050 году в довольно богатой семье в небольшом городке Кум, расположенном в Северной Персии. В детстве Хасан получил прекрасное по тому времени образование и мог бы, благодаря положению семьи, рассчитывать на высокие государственные посты. Но судьба распорядилась по-иному. Его отец отдал Хасана в религиозную школу, руководимую имамом Мувафигом. Ученики постигали в ней психотехнические приемы мусульманских мистиков-суфиев, которые во многом заимствовали у индийских йогов.
Окончив школу, молодые люди приобретали таинственную силу - «барака», с помощью которой могли влиять на окружающих людей. Эта способность во многом помогла Хасану создать зловещую организацию, подобной которой еще не было в истории человечества.
Интерес к всевозможным, в том числе тайным знаниям, привел Хасана ибн-Саббаха в лагерь исмаилитов. Так именовали себя мусульманские сектанты, верившие в скорый приход мессии - Махди, в переселение душ и в существование «скрытых имамов», наставников, чьими устами говорит сам Аллах. Вероучение исмаилиты подразделяли на «внешнее», доступное рядовым членам общины, и «внутреннее», доступное лишь посвященным. Для постижения «внутреннего» учения требовалось слепое повиновение наставнику - имаму.
Вскоре Хасан ибн-Саббах становится ярым сторонником создания в Персии исмаилитского государства. Используя тайные знания, полученные в юности в школе имама Мувафига, он превращается в искусного проповедника и прекрасного оратора и быстро сплачивает вокруг себя огромное число почитателей, учеников и последователей. Именно из них формируется будущий орден фанатиков-убийц, ассасинов.
В 1090 году Хасан ибн-Саббах с помощью своих сторонников захватывает в горном районе Персии крепость и превращает ее в столицу своего движения. Эта неприступная крепость, скрытая среди хребтов на берегу Каспийского моря, была возведена на высокой скале Аламут, что в переводе с местного наречия означает «гнездо орла». Затем за короткий срок он захватил другие персидские замки, а также построил новые и принудил своих приверженцев к слепому повиновению. Создать собственное независимое княжество Хасану ибн-Саббаху помогло смятение, которое воцарилось в Западной Азии в результате появления там рыцарей-крестоносцев.
Горный старец установил абсолютно для всех в Аламуте аскетический образ жизни. За малейшее отступление от него грозила смерть. Он приказал казнить собственного сына лишь по подозрению в нарушении установленного им закона. Был наложен строжайший запрет на любое проявление роскоши. Ограничения касались всего: пиров, охоты, внутреннего убранства домов, одежды, еды... В итоге терялся всякий смысл иметь богатство - зачем оно, если им нельзя насладиться? Сам Хасан ибн-Саббах подавал своим приближенным достойный пример, до конца своих дней ведя чрезвычайно суровый образ жизни.
К тактике использования в политической борьбе фанатиков-убийц, точнее самоубийц, Горный старец пришел, как рассказывает одна из легенд, благодаря случаю. В 1092 году в городе Сава проповедники Хасана ибн-Саббаха убили муэдзина (служителя мечети, пять раз в день призывающего на молитву), опасаясь, что тот выдаст их местным властям. В отместку за это преступление по приказу главного визиря предводителя местных исмаилитов схватили и предали медленной, мучительной смерти.
Приказ главного визиря и последовавшая затем казнь вызвали взрыв негодования в среде ассасинов. Тогда Горный старец поднялся на крышу своего дома и громогласно произнес лишь одну-единственную фразу: «Убийство этого шайтана предвосхитит райское блаженство!»
Не успел он спуститься, как от толпы отделился молодой человек по имени Тахир Аррани. Юноша упал на колени перед Хасаном и поклялся привести в исполнение вынесенный Горным старцем смертный приговор, даже если придется заплатить за это своей собственной жизнью.
Утром 10 октября 1092 года Аррани каким-то загадочным способом умудрился проникнуть на территорию дворца визиря. Притаившись в зимнем саду, он стал терпеливо ожидать появления своей жертвы, сжимая в руках нож, лезвие которого было отравлено ядом. Ближе к полудню на аллее появился богато одетый визирь. За неприступными стенами он ничего не боялся. Улучив удобный момент, Аррани молниеносно подскочил к нему и нанес по меньшей мере три страшных удара. В бессильной злобе обезумевшая стража практически растерзала убийцу.
Смерть главного визиря подтолкнула Горного старца к выводу: для эффективной борьбы с противниками необходимо иметь хорошо подготовленных фанатиков. Их он назвал федаинами - «верными».
Для эффективного использования федаинов Хасан ибн-Саббах позаботился о еще одном подразделении - стратегической разведке, которая имела бы доступ к высшим эшелонам власти. Во все уголки исламского мира отправилось бесчисленное количество исмаилитов-проповедников, которые регулярно обо всем сообщали в «Гнездо орла».
Но мало создать структуры террористов и стратегической разведки, нужно еще насытить их фанатически преданными людьми. Именно тогда была детально разработана система, которую с полным основанием можно назвать современным термином - «вербовка». Имам - вождь и наставник исмаилитов, он же - Горный старец, по сути, обожествлялся, объявлялся непогрешимым. Его слово было больше, чем закон, выше, чем правила шариата. Его воля считалась проявлением божественного разума. Исмаилит, входивший в разведывательную или террористическую группу, полагал выпавшую ему судьбу проявлением высочайшей милости Аллаха, снизошедшей на него через Горного старца.
Испытания для убийц
Хасан, будучи человеком не только разносторонним, имевшим доступ к разного рода знаниям, но и прошедшим в юности школу имама Мувафига, не отвергал чужого опыта, считая его желанным приобретением. При отборе будущих убийц и разведчиков он воспользовался методикой древних китайских школ боевых искусств, в которых отсеивание кандидатов начиналось задолго до первых испытаний. Юношей, желавших вступить в орден ассасинов, держали перед закрытыми воротами от нескольких суток до нескольких недель. Только самых настойчивых приглашали во внутренний двор. Там их заставляли несколько дней сидеть на холодном каменном полу, довольствоваться скудными остатками пищи и ждать, порой под ледяным проливным дождем или снегопадом, когда их пригласят войти в дом. Время от времени соискателей посещали приближенные Горного старца. Они всячески оскорбляли, даже избивали молодых людей, желая проверить, насколько сильно и непоколебимо их желание вступить в ряды посвященных. В любой момент молодому человеку позволялось подняться и уйти восвояси. Лишь прошедшие первый круг испытаний допускались до следующего этапа психологической обработки: для них приоткрывались «врата иной жизни».
Молодого человека одурманивали гашишем. Затем, погруженного в глубокий наркотический сон, переносили в искусственно созданный «райский сад». Вот как описывал впоследствии подобное место путешественник Марко Поло: «В прекрасной долине он (Хасан ибн-Саббах - М.Б.) разбил роскошный сад, где произрастали всевозможные восхитительные фрукты и благоухающие кустарники. В разных местах возведены были всяческих размеров и форм дворцы, отделанные золотом, расписанные и обставленные обитой дорогими шелками мебелью. По устроенным трубам и каналам текли ручейки вина, молока и чистой воды. Тут жили прекрасные девицы, владевшие искусством пения, танца, игры на музыкальных инструментах, но особо искушенные в любовных забавах. Одетые в диковинные наряды, эти нимфы резвились в садах и шатрах...»
Обволакивая растерянного юношу похотливыми ласками, прекрасные девы выдавали себя за райских девственниц-гурий, нашептывая будущему ассасину-смертнику, что он сможет сюда вернуться, только если погибнет в бою с неверными. Спустя несколько часов ему опять давали наркотик и, после того как он в очередной раз засыпал, переносили обратно в дом Горного старца.
Проснувшись, молодой человек искренне верил в то, что побывал в раю. Отныне, с первого мига пробуждения, реальный мир терял для него всякую ценность. Все его мечты, надежды, помыслы были подчинены одному-единственному желанию - вновь оказаться в «райском саду» среди недоступных сейчас прекрасных дев.
Горный старец не переставал повторять окружающим его ассасинам-смертникам: «Рай покоится в тени мечей. Смерть за исламскую идею - прямой путь в рай». Поэтому ассасины не боялись смерти, а страстно ее желали. Для них она, как и для нынешних фанатиков-террористов, была вратами в ожидавший их рай. Порой для юношей, удостоенных «чести» стать фанатиками-убийцами, устраивалось еще одно представление, подтверждавшее «божественность» Горного старца. В зале Аламутской крепости над скрытой в каменном полу ямой было установлено большое медное блюдо с аккуратно вырезанным по центру отверстием. Один из ассасинов прятался в яме, а голову просовывал через отверстие в блюде так, что со стороны казалось, будто она отсечена. В зал приглашали молодых людей и демонстрировали им «отсеченную голову». Из темноты появлялся сам Горный старец и начинал совершать над «отсеченной головой» магические жесты и произносить таинственные заклинания. Неожиданно «мертвая голова» открывала глаза и начинала говорить. Горный старец и исмаилиты, присутствовавшие в зале, задавали ей вопросы о рае, из которого «отсеченная голова» вернулась на землю. После того как приглашенные будущие фанатики-убийцы покидали зал, прятавшемуся в яме ассасину отрубали голову. На следующий день она выставлялась напоказ перед вратами Аламута как наглядное свидетельство существования рая для последователей Горного старца и его собственной божественной сущности.
Реже Горный старец использовал еще одну демонстрацию своих якобы божественных способностей. На глазах у сотни рядовых ассасинов он совершал показательное самосожжение и возносился на небеса. На следующий день Горный старец представал перед восхищенной толпой целым и невредимым. Совершалось это чудо очень просто. У Хасана, как и у многих других диктаторов, было несколько двойников - одурманенные наркотиками, они совершали самосожжение.
Под личиной христиан
Создание ордена ассасинов позволило Горному старцу внушить всем правителям как восточного, так и западного мира, что от его гнева невозможно укрыться. Возмездие - лишь вопрос времени. Наглядным примером такой отсрочки явилась многолетняя охота за одним из могущественных европейских князей. Охрана этого вельможи была настолько тщательной и скрупулезной, что все попытки ассасинов приблизиться к жертве неизменно терпели неудачу. Никто посторонний не мог подойти не только к князю, но и к вещам, которыми он пользовался. Пища, которую принимал князь, предварительно пробовалась. День и ночь возле него находились вооруженные телохранители. Не удавалось ассасинам и подкупить кого-либо из охраны.
Тогда в Европу отправились два молодых человека, обратившихся для выполнения приказа Горного старца в христианство. В глазах всех эти люди стали истинными католиками, приходившими на каждую мессу и яро соблюдавшими посты. В течение двух лет они ежедневно посещали местный католический собор и отпускали ему щедрые пожертвования. Их дом круглые сутки был открыт для любого страждущего. Убедив всех окружающих в своей глубокой христианской добродетели, новообращенные «католики» стали постоянными фигурами в соборе - такими же, как священник.
Охрана князя постепенно перестала обращать на них внимание. И вот однажды, во время воскресной службы, одному из ассасинов удалось приблизиться к вельможе и нанести ему несколько ударов кинжалом. Охрана молниеносно среагировала и схватила неудачливого убийцу. В это время второй ассасин, воспользовавшись суматохой, подбежал к несчастной жертве и нанес смертельный удар в самое сердце.
Хасан ибн-Саббах умер в 1124 году в возрасте 74 лет. Он оставил своим преемникам, также носящим имя Горного старца, богатое наследие: прекрасно укрепленные горные крепости и сеть разведчиков и убийц, действующих практически во всех странах Европы и Азии. А призрак его, видимо, и по сей день витает в мире, вдохновляя то кровавых командиров чеченских боевиков, то террористов в других странах мира.
|